Практически все сферы деятельности со временем меняют свой формат. В «цифре» внутренние процессы становятся автоматизированными, а лишняя рутина уходит в прошлое. Это касается и обучения. Digital-трансформация в образовании делает его доступнее, упрощает совместную работу учеников и преподавателей. Более того, в цифровом формате появляются инструменты, которые помогают лучше усваивать информацию. Это значит, что и само обучение будет в разы эффективнее.
Для чего нужна digital-трансформация в образовании?
Диджитализация приносит пользу всем участникам обучения. Ее преимущества для студентов:
- Открытый доступ. Неважно, где живет ученик: он может скачивать учебные материалы, выполнять задания и практиковаться с однокурсниками в онлайн-режиме. Для этого ему нужен только компьютер или планшет с соответствующим ПО и доступ в сеть.
- Персональный подход. Многие образовательные программы после digital-трансформации позволяют заниматься в удобное ученику время. Ему не придется подстраиваться под учебу, что особенно важно, если человек уже работает и вынужден совмещать два процесса. Кроме того, после диджитализации обучение больше ориентировано на уровень знаний и навыков конкретного слушателя, учитывает особенности усвоения информации. Это помогает справиться с проблемами, которые нередки в традиционном подходе к образованию — сложностями с запоминанием, отставанием от других учеников и пр.
- Рост мотивации. Интерактивный формат, геймификация, постоянная обратная связь — все это делает учебу куда продуктивнее, помогает студенту не утратить интереса к ней, даже когда он переходит к трудным темам.
Не меньше пользы от перехода в цифровой формат получают и сами преподаватели. Так, им уже не приходится заполнять отчеты вручную, вести журнал посещаемости, готовить тесты — все эти задачи будут автоматизированы. Диджитализация упрощает и обратную связь с учениками. Например, преподавателю станет проще понять, какие темы студент понимает хуже, и выяснить причины неуспеваемости. Также digital-трансформация нужна учителям и в плане профессионального роста. Так, курсы повышения квалификации в онлайн-формате помогают освоить современные методики преподавания, не выходя из дома.
Преимущества digital-трансформации для школ:
- оптимизация внутренних процессов — бухгалтерского учета, административной деятельности, управления финансами и персоналом;
- сокращение издержек, связанных с содержанием материально-технической базы — школе уже не нужны классы для проведения уроков, поскольку обучение можно полностью перевести в онлайн-формат;
- внедрение инклюзивности — образовательные услуги становятся доступными для всех учеников вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, социального положения и пр.
Главные задачи
Основная цель digital-трансформации в образовании — создание такого формата обучения, в котором ученики смогут более полно и эффективно усваивать знания, используя современные цифровые технологии и инструменты. Чтобы достичь этой цели, важно сначала правильно сформулировать задачи диджитализации. Они могут быть связаны как с материально-техническими вопросами, так и с организацией.
Главные задачи перевода образования в новый формат
Инструменты digital-трансформации в образовании
Чтобы диджитализация обучения прошла успешно, важно не только продумать стратегию, но и подобрать конкретные решения для проекта. При этом нужно учесть, какие проблемы должен решить новый формат, обратить внимание на удобство предлагаемых инструментов, их совместимость, сложность внедрения и другие нюансы.
Онлайн-платформы
Сюда относятся сервисы, которые помогают автоматизировать учет, проводить сами уроки в онлайн-формате и в электронном виде, заниматься индивидуально или в группе. Например, платформа «Дневник.ру» помогает родителям следить за успеваемостью ребенка. Здесь можно не только посмотреть текущие оценки, но и узнать, менялось ли расписание, были ли выполнены домашние задания, а раздел общения упрощает коммуникацию и помогает проводить родительские собрания в онлайн-режиме. А сервис «ЭлЖурнал» под кураторством Минпросвещения РФ помогает следить не только за успехами учеников, но и посещаемостью занятий.
Непосредственно для публикации образовательного контента чаще всего используют системы LMS. На таких платформах проводят дистанционные уроки, публикуют записи лекций и семинаров. Высокая адаптивность и широкий спектр настроек — основные преимущества систем, поэтому их можно настроить как для школьников, так и для взрослых (например, для проведения курсов повышения квалификации). А для совместных проектов учеников нередко используют соцсети, мессенджеры и сервисы наподобие Microsoft Teams и Zoom.
Интерактивный формат
Одна из задач digital трансформации образования — сделать его более интересным и как можно сильнее вовлечь в процесс учеников. Для этого идеально подходят инструменты, переводящие обучение в интерактивный формат. Это могут быть:
- сервисы с элементами геймификации — например, сайт Quizlet помогает учить лексику в игре и с помощью онлайн-карточек;
- интерактивные панели — так, Smart Board создает альтернативу обычной классной доске, где можно не только писать и рисовать, но и транслировать видео, работать с контентом с помощью сенсорного дисплея или жестов;
- приложения для совместной работы — они не только создают онлайн-пространство для полноценных уроков в онлайн-формате, но и могут использоваться, например, для групповых проектов, презентаций;
- VR-технологии — с их помощью ученики могут практиковаться в предмете, оставаясь дома (например, виртуальная лаборатория Labster создает реалистичную симуляцию опытов в физике, химии и биологии);
- приложения и сервисы для визуализации — так, любой, даже кажущийся скучным, урок можно оживить 3D-графикой, иллюстрациями, анимированными схемами.
Внедрение инструментов, создающих интерактивный формат, не просто стимулирует интерес учеников, но и помогает лучше закрепить знания. Кроме того, это отличный способ развить творческие навыки студентов.
Электронная отчетность
В образовательных учреждениях работают далеко не только с дневниками и журналами. В школах, колледжах, организациях дистанционного обучения всегда есть бухучет, работа с кадрами, поставщиками, надзорными органами. Именно поэтому digital-трансформация образования невозможна без внедрения:
- ERP-систем;
- CRM-инструментов;
- систем бухгалтерского и финансового учета;
- сервисов мониторинга уровня образования.
Эти решения помогают автоматизировать отчетность, исключают риски человеческих ошибок в документах, снижают нагрузку на работников. Например, после внедрения «1C:Школьное питание» уже не нужно составлять меню вручную, следить за запасами продуктов, вычислять стоимость: все это сделает программа. А CRM-системы упростят расчет зарплат, премий и отпускных педагогам, помогут внедрить систему лояльности, сделают работу преподавателей более прозрачной.
Облачные вычисления
Cloud-инструменты решают сразу несколько задач:
- безопасное хранение документации и образовательного контента;
- снижение издержек (не нужно покупать собственный сервер);
- групповой доступ к файлам (актуально не только для самих уроков, но и для документов, с которыми работает не один сотрудник, а несколько).
Например, Яндекс.Диск можно использовать для хранения аудио- и видеоматериалов, конспектов, электронных версий учебников. Любой файл можно скачать на компьютер или открыть в браузере. Платформу Яндекс.Документы нередко используют для выполнения домашних заданий, их проверки, а также контрольных работ. А сервисы наподобие «Тестографа» помогают опросить учеников и провести тестирование по любому предмету.
Отдельного внимания заслуживают облачные инструменты по работе с Big Data. Они помогают упорядочить огромные массивы данных, которые потребуются для анализа успеваемости, прогноза дальнейшего курса и выявления слабых мест. Например, с помощью сервиса AWS Redshift можно понять, отвечает ли школьная программа возможностям учеников или ее нужно скорректировать.
AI
Искусственный интеллект в образовании облегчает жизнь и ученикам, и педагогам. Например, его алгоритмы могут построить план курса с учетом уровня знаний и способности слушателя усваивать информацию. Это особенно важно, если в группе есть студенты с разной успеваемостью. Каждый сможет работать с такой скоростью, с которой знания будут закрепляться эффективнее, при этом не возникнет перегрузки. Кроме того, ИИ-ассистенты упрощают самостоятельную работу, поскольку могут:
- объяснять непонятные моменты в домашних заданиях;
- разбирать примеры и искать ошибки в сданных на проверку работах;
- подсказывать альтернативные способы решения.
В digital-трансформации образования используются не только чат-боты, но и голосовые ассистенты. С их помощью можно искать нужные данные, задав вопрос вслух, практиковаться в произношении иностранных слов и фраз, читать аудиоверсии литературных произведений. Кроме того, существует множество ИИ-инструментов, которые могут сами давать ученику задачи, контролировать успешность и скорость их выполнения, давать рекомендации по темам. Их применяют не только в обучении профильным предметам или на узкоспециализированных курсах, но и при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Как учесть риски?
Как и в других сферах, digital-трансформация образования может оказаться не такой эффективной, как было задумано. Это может случиться из-за неправильно построенной стратегии, небрежного или хаотичного выбора IT-инструментов, неверного расчета сроков реализации или занижения бюджета на проект. Проблемы могут появиться и из-за неприятия новшеств со стороны учеников или преподавателей.
Чтобы свести такие риски к минимуму, нужно:
- оценить уровень готовности организации к новому формату (состояние инфраструктуры, цифровая грамотность персонала и пр.);
- тщательно продумать стратегию с учетом целей и задач;
- объективно оценить, в какие сроки удастся реализовать проект и сколько средств на него уйдет;
- составить карту рисков, разработать план устранения каждого из них, спрогнозировать несколько вариантов развития событий;
- внедрить курсы повышения квалификации для преподавательского состава, при необходимости провести занятия по обучению новым технологиям для учителей и учеников.
Грамотно выполненная диджитализация преобразует систему образования, адаптируя ее под разные потребности и способности участников. Обучение в новом формате становится намного интереснее, а сами знания и навыки будут усваиваться проще. Кроме того, трансформация этой сферы избавляет школы, колледжи и вузы от лишней бюрократии, обилия бумажных документов и разгружает педагогов от рутины.
{{cta}}