Цифровая трансформация 2023: 5 ключевых тенденций, оказавшие влияние на развитие бизнеса

27.8.2025
Цифровая трансформация 2023: 5 ключевых тенденций, оказавшие влияние на развитие бизнеса

Цифровая трансформация 2023 формирует новые стандарты бизнеса и IT. В фокусе — автоматизация, искусственный интеллект, облачные технологии и инновационные стратегии роста.

5 минут

Несмотря на негативные изменения в геополитике и мировой экономике, в 2023 году темпы цифровой трансформации продолжили расти. Агентство IT-аналитики IDC выяснило, что почти 33% расходов на эти проекты заложено в бюджеты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Россию. А опрос NAUMEN показал, что ЦТ внедряют более чем в 18 отраслях отечественного бизнеса. Какие основные тренды показала цифровая трансформация 2023 года и как они отразятся на дальнейшем развитии? Давайте разбираться! 

5 главных тенденций ЦТ в 2023 году 

Изменения в этой сфере были вызваны целым рядом факторов. Это и геополитическая обстановка, и более строгие требования к информационным системам, и новые киберугрозы. Все они отразились как на выборе стратегии, так и на сроках и бюджетах. 

Импортозамещение 

В 2022-2023 зарубежные вендоры IT-решений стали покидать российский рынок. Часть уже установленного софта перестала работать корректно, а техподдержка была приостановлена или заморожена. В результате компаниям, проходящим цифровую трансформацию, пришлось искать альтернативы. Параллельно Минцифры опубликовало предписание, обязывающее фирмы с госучастием внедрять российское ПО для цифровизации. Согласно распоряжению, процент расходов на отечественный софт в таких организациях должен был составить минимум 70% от всего бюджета ЦТ. Эти нововведения коснулись, например, таких компаний: 

  • банки (например, РНКБ и «Промсвязьбанк»); 
  • нефтегазовые заводы («Газпром», «Роснефть»); 
  • объекты транспортной сети и логистики (Новороссийский морпорт, РЖД, аэропорт «Шереметьево»); 
  • агропромышленные комплексы («Объединенная зерновая компания», «Росагролизинг» и пр.); 
  • военно-промышленные объекты (концерн «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение» и т.д.).   


Хотя об импортозамещении ПО в цифровой трансформации речь шла еще в 2014 году, именно в 2023 были сделаны реальные шаги в эту сторону. Так, правительство РФ выпустило дорожную карту, регулирующую импортозамещение софта в металлургии, космической отрасли и добыче полезных ископаемых. Также было выбрано 200 проектов особого значения по разработке промышленного ПО. На их реализацию заложили свыше 230 млрд рублей. В этом же году были приняты стратегии по внедрению отечественного софта в производстве ж/д транспорта. 


Замена зарубежных программ и IT-решений на российские аналоги принесла сразу несколько полезных результатов: 

  1. Сохранение темпов цифровой трансформации. Отказ иностранных вендоров от сотрудничества может сорвать процесс или замедлить его. Установка же российского ПО и оборудования избавляет от такого риска. 
  2. Укрепление суверенитета. Правительство уже не раз предупреждало, что другие страны используют свои IT-разработки в информационной войне. Именно поэтому, по словам депутата Госдумы А. Горелкина, без импортозамещения ПО нельзя сохранить независимость государства и защитить права граждан. 
  3. Развитие отечественных технологий. Импортозамещение — мера поддержки российских разработчиков, она же создает условия для открытия новых рабочих мест, необходимых для роста экономики. 


Изменения коснулись практически всех крупных компаний в российском бизнесе. Например, «Россети» отказались от диспетчерской системы SCADA и заменили ее на российскую разработку. Металлургический завод «Северсталь» создал фирменную цифровую платформу, которая помогла автоматизировать производство. А внедрение отечественной системы умного наблюдения помогло РЖД снизить издержки на ремонт и профилактику путей и подвижного состава. 

Искусственный интеллект 

В 2023 году AI-технологии стали активнее проникать в работу компаний. Так, по словам О. Сорокиной на форуме Finapolis, почти в 50% бизнес-процессов уже использовались нейросети. Эта технология особенно интенсивно проникла в ритейл, особенно в интернет-торговлю. В частности благодаря ИИ индекс здоровья этой отрасли вырос почти вдвое по сравнению с 2022 годом. Результаты исследования, опубликованные платформой Calltouch и HeadHunter, показали оценку в 55 баллов. 


Другие сферы, где нейросети стали активнее использоваться в 2023: 

  • банки, МФО, страховые компании; 
  • колл-центры различных организаций, в том числе муниципальных структур; 
  • клиники, медцентры; 
  • промышленные предприятия. 


Задачи искусственного интеллекта в этих и других сферах стали расширяться и усложняться. Например, в финансовой сфере удалось автоматизировать кредитный скоринг благодаря AI-анализу. Робот собирает информацию по заявителю, изучает КИ, финансовое положение, частоту обращения в банки. Затем он формирует автоматическое решение по заявке на кредит. Именно в 2023 году в цифровой трансформации ряда банков стали активно применяться такие технологии. 


Другой пример использования ИИ — внедрение умных помощников. Это могут быть: 

  • чат-боты; 
  • голосовые ассистенты; 
  • визуальные подсказки. 


Они могут быть ориентированы не только на клиентов, но и сотрудников. В рамках цифровой трансформации это особенно важно: с помощью нейросетевых помощников персонал легче адаптируется к изменениям. Для клиента же такое решение удобно тем, что ему не приходится долго ждать ответа оператора или консультанта. А если ему нужно решить несложный вопрос (например, узнать статус заказа), ИИ-ассистент справится с этим без привлечения человека. 


В 2023 году пользу этой технологии оценил, например, «Сбербанк», внедривший систему чат-ботов и голосовых подсказок в приложении и на сайте. Тогда же появилась собственная нейросеть Яндекса — YandexGPT. Ее стали использовать не только частные лица, но и бизнес. Она помогла автоматизировать однотипные процессы, упростила анализ Big Data и обработку клиентских запросов. А оператор связи «Ростелеком» внедрил собственную платформу «Лукоморье», на которой можно полностью автоматизировать документооборот, аналитику и тестирование за счет AI-технологий. 

Облачные технологии 

Цифровая трансформация в 2023 году предусматривала внедрение целого пула современных IT-решений. Одно из них — облачные вычисления. Их стали активно применять для организации хранения данных, их обработки, а также совместного доступа в командной работе. Это оказалось намного эффективнее, безопаснее и дешевле покупки и обслуживания собственных серверов. А поскольку при цифровой трансформации компании нередко переходят на дистанционный формат полностью или частично, cloud-технологии позволили создать для этого нужные условия. 

В 2023 облачные вычисления внедряли фирмы самого разного уровня и сферы деятельности. Наиболее яркие примеры: 

  1. VK Cloud разработал облачную платформу для создания и запуска IT-решений специально для «Газпром нефти». Сервис объединил вычислительные инструменты и сервисы для обработки больших данных. В результате эффективность обработки информации на предприятии выросла до 70%. 
  2. Компания Selectel, проходя этап ЦТ, переосмыслила формат своих услуг. Ее инфраструктура стала доступна в двух вариантах — IaaS и PaaS. 
  3. Корпорация X5 Group перешла на облачные сервисы в управлении логистикой. Это помогло сократить издержки, связанные с доставкой и распределением ассортимента, и повысить качество клиентского обслуживания. 
  4. Компания РЖД внедрила облачные технологии, которые упростили сотрудничество с владельцами грузовых составов. Также корпорация запустила собственную фабрику программных роботов для автоматизации работы партнеров, которая тоже работает по принципу облака. 
  5. «Совкомбанк» перешел на cloud-решения, которые упростили оформление закладных бумаг, регистрацию сделок с недвижимостью. Эти же технологии стали использоваться банком для хранения архивных документов, переведенных в цифровой формат. В результате снизились издержки, а уровень безопасности вырос. 


В 2023 году не только развивались уже имеющиеся облачные сервисы, но и стали появляться новые. Их запустили такие крупные компании как «Рег.ру» и МТС. А поскольку санкционное давление не ослабевало, отечественные cloud-технологии стали более популярными. 

Новые стратегии: короткий спринт вместо долгосрочного плана 

Изменения затронули и подготовку цифровой трансформации как таковой. Из-за сворачивания работы иностранных разработчиков российский бизнес столкнулся с новыми рисками в ЦТ: 

  • отсутствие технической поддержки при сбоях ПО; 
  • остановка реализации ЦТ из-за отказа работы сервисов, в том числе облачных; 
  • необходимость искать дополнительные инвестиции для возобновления цифровой трансформации. 


В результате долгосрочные стратегии оказались не так эффективны, как раньше. Все больше компаний стало выбирать вместо них разбивку плана ЦТ на короткие спринты. Это означает, что сроки реализации каждого этапа сокращают, а задачи компонуют так, чтобы достичь промежуточной цели и показать реальный результат. Длительность одного спринта в ЦТ может составлять 2-4 недели. Каждый из них посвящен отдельной задаче. Например, для внедрения CRM-системы может потребоваться 4 спринта: 

  • выбор конкретного решения — мониторинг рынка, сравнение готовых моделей ПО, анализ целесообразности персональной разработки; 
  • установка и настройка — выбранную систему инсталлируют, отлаживают базовые модули, учат сотрудников работать с ней; 
  • оптимизация — специалисты выявляют и устраняют слабые места, неисправности, добавляют функции и убирают лишнее; 
  • масштабирование — к CRM-системе подключают все отделы компании, а если это многопрофильная корпорация, то все филиалы. 

Новые технологии 

В 2023 году цифровая трансформация затронула самые разные сферы, от услуг до промышленности. Именно поэтому стала расти популярность технологий, которые ранее не использовались в ней или применялись не так активно. Это, например, интернет вещей, который оказался особенно полезен в производстве, разработке недр и энергетике. Датчики температуры, влажности, задымления, уровней жидкости и т.д. не только помогли автоматизировать промышленные процессы, но и повысили безопасность на таких объектах. 

Другая технология, получившая популярность — VR. С помощью виртуальной реальности и цифровых двойников стали проводить моделирование и разработку прототипов, испытательные процедуры. Эти же решения помогли в обучении персонала, привлечении клиентов и разработке трехмерных эскизов в самых разных областях, от автомобилестроения до дизайна. 

Также в 2023 году в цифровой трансформации бизнеса стали применять такие технологии: 

  • low-code и no-code — разработка приложений и ПО с минимальным количеством кода или вообще без него; 
  • блокчейн — технология передачи данных, в которой невозможно скрытое вмешательство в цепочку извне; 
  • инструменты Multicloud — внедрение нескольких облачных сервисов от разных провайдеров для повышения отказоустойчивости. 

Как изменился бизнес в 2023 году? 

Цифровая трансформация различных отраслей привела к тому, что компании смогли лучше адаптироваться к растущим требованиям рынка. Удалось не только создать альтернативу зарубежным решениям, в том числе в сфере IT, но и эффективнее отражать кибератаки, автоматизировать большую часть бизнес-процессов, улучшить обслуживание клиентов. Другие достижения:

  • ускорение темпов работы — автоматизация снизила нагрузку на персонал, а рутинные задачи, к которым привлекли роботов и искусственный интеллект, решаются в разы быстрее; 
  • персонализация — ЦТ помогла бизнесу подстроиться под требования отдельных групп клиентов, привлечь новых потребителей за счет широкого спектра индивидуальных предложений; 
  • сокращение издержек — ЭДО, автоматизация и другие решения помогают оптимизировать расходы бизнеса. 


Переход в цифровой формат в 2023 году нельзя назвать завершенным, однако именно на этот период пришлись наиболее масштабные изменения. Они коснулись и отдельных компаний, и государства. Минцифры сообщает, что наиболее активно цифровая трансформация проводилась в отраслях телекоммуникаций, IT, финансах и онлайн-торговле. Вместе с тем были выявлены новые риски и проблемы, решать которые предстоит уже в последующие периоды.

{{cta}}

Пришлем вам необходимые материалы или КП

Ответим в течение 30 минут!
Оглавление
Другие статьи

Смотреть все

Интеграция приложений через API: как связать системы, автоматизировать процессы и снизить издержки

20/8/2025

Подробнее

Как использовать нейросети и ChatGPT в бизнесе для автоматизации процессов, снижения затрат и повышения клиентского сервиса

24/7/2025

Подробнее

Управление бизнес-процессами (BPM): анализ, автоматизация и рост прибыли через устранение неэффективности

13/8/2025

Подробнее

Смотреть все

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить наилучшие возможности сайта

Ок